Декоративные штукатурные растворы, или декоративные фактурные покрытия, не требуют дальнейшей обработки или отделки поверхности. Их можно наносить на стены и перегородки из любого материала — будь то кирпич, бетон, гипсокартон, дерево или обычная штукатурка. Но штукатурка очень быстро затвердевает, поэтому достаточно сложно проводить отделочные работы с ее помощью на большой поверхности.

Кроме того, применение декоративной штукатурки для отделки стены требует обязательной тщательной подготовки поверхности (обработки грунтовкой, шпаклевкой, затирочными материалами).

Оглавление:

  • Создание декоративной штукатурки из обычной
    • Декоративная штукатурка «Волна»
    • Штукатурка «Траверин»
    • Штукатурка под камень
    • Штукатурка «Дюна»
    • Штукатурка «Борозды»
    • Штукатурка «под шубу»
    • Штукатурка «сграффито»
  • Технология нанесения и фактуры терразитовой штукатурки
    • Штукатурка-штриховка
    • Штукатурка «Скала»

  • Технология нанесения и фактуры каменной штукатурки
  • Нанесение венецианской штукатурки
    • Инструменты для венецианской штукатурки
    • Этапы нанесения венецианской штукатурки

Обычно декоративная штукатурка выпускается в виде сухой или готовой к употреблению густой смеси. В основу таких материалов входит полимерное связующее, наполнитель (мраморная или гранитная крошка, песок, известь), от которого и зависит фактура будущего покрытия, а также жидкая основа — вода.

В состав декоративной штукатурки часто входят и другие добавки, обеспечивающие дополнительные свойства (различную структуру поверхности, защитные противоударные свойства).

Существуют и специальные, отдельно продающиеся добавки для придания декоративной штукатурке того или иного цвета.

Если покрытие изготовлено в виде сухой смеси, его необходимо разбавить водой в нужной пропорции. Штукатурка наносится достаточно быстро: сначала кистью, а затем лопаткой либо другим инструментом, или специальным инструментом сразу (каким именно, должно быть указано в инструкции по применению декоративной штукатурки). Таким инструментом могут быть валик, кисть, мастерок, кельма.

Штукатурка, наносимая натягиванием, всегда наносится с помощью кельмы, по направлению снизу вверх. Такая штукатурка характеризуется более плотной структурой зерен. Внешне она сильно отличается от обычных штукатурок.

Применение декоративной штукатурки предоставляет много возможностей. Скажем, с помощью различных формовочных инструментов можно дополнительно создавать различные виды фактуры.

Расход штукатурки измеряется в количестве килограммов на квадратный метр поверхности и обычно составляет от 1,5 до 3 кг.


Декоративная синтетическая штукатурка также применяется для отделки как внутренних стен, так и фасадов. В зависимости от зернения и направления затирки такой штукатурки можно создать индивидуальную структуру стен внутренних помещений. Такая штукатурка обычно используется как финишное покрытие, но может дополнительно покрываться краской.

Затирочная минеральная штукатурка характеризуется высоким содержанием натуральных зерен, не содержит искусственной смолы. Отличается высокой способностью пропускать пары воды. Используется для наружных и внутренних работ.

Прежде чем покрывать стены декоративной штукатуркой, нанесите по маякам подготовительный слой обычной штукатурки, состоящий из обрызга и грунта. Поверхность подготовительного слоя нацарапывают, придавая ему шероховатость для лучшего сцепления с декоративным слоем. По хорошо выдержанному подготовительному слою наносят накрывку из декоративного раствора. Причем она может состоять из двух, трех или более слоев.

Сначала на подготовительный слой наносят обрызг из декоративного раствора, затем слой или слои грунта и, если требуется, накрывку из того же раствора.

Создание декоративной штукатурки из обычной


Декоративная штукатурка «Волна»

Разнообразную фактуру под будущую окраску можно «изобразить» и на обычной штукатурке. Например, на известково-песчаной штукатурке прекрасно смотрятся «волны».

Чтобы воспроизвести их на поверхности, на свежую или ранее затертую штукатурку, надсеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его лопаткой. Таким образом получают волнистую поверхность.

Штукатурка «Траверин»

Чтобы создать на стене травертин (известковый туф), на подготовленную поверхность штукатурки бросками наносят тонкий слой цветного раствора. После этого заглаживают его лопаткой или стальным полутерком. В результате получаются рельефные островки на гладком затертом фоне — так называемые декоративные «камни».

О процессе нанесения данного вида шуткатурки смотрите в видео:

Штукатурка под камень

Для создания фактуры «под валуны» на грунт наносят пластичный цветной раствор, быстро разравнивают его полутерком и затем проторцовывают поверхность жесткой волосяной или щетинной кистью. При торцовке кисть следует держать строго перпендикулярно поверхности. Жесткая кисть нужна потому, что только она дает четкие, резко очерченные «валуны».


Штукатурка «Дюна»

Под дюны цветной раствор также сначала разравнивают полутерком, а затем приставляют с небольшим нажимом терку и сразу ее отрывают. К терке прилипает раствор и вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости. Внешне эти шероховатости очень похожи на песчаные дюны. Если вы хотите, чтобы дюны были волнистыми, терку можно отрывать не прямо, а слегка сдвигая ее в сторону. Для получения фактуры мелких дюн раствору сначала дают немного схватиться. После этого его слегка затирают, приставляют к поверхности терку и отрывают ее.

Смотрите, как нанести Дюну на стену, в коротком видеоролике:

Штукатурка «Борозды»

Фактуру «под борозды» получают с помощью малки с полукруглыми зубьями, которую изготавливают из стальной полоски или дерева. Она имеет до 30 мм ширины с пазухами между зубьями 10—15 мм. Зубья малки затачивают в одну сторону. На подготовленный грунт наносят малоподвижный раствор, быстро разравнивают его полутерком, затем берут в левую руку правило и прикладывают его к еще не схватившемуся раствору. Теперь нужно правой рукой приставлять к правилу малку и вести ее заточенной стороной зубьев вперед под углом 45° к поверхности. Таким образом получаются ровные борозды. Их величина и форма, естественно, зависят от формы зубьев малки.


Штукатурка «под шубу»

Фактуру «под шубу» выполняют несколькими способами: набрызгом, набрасыванием раствора через сетку, стряхиванием раствора с веника или со щетки.

Набрызг через сетку и с веника выполняют любым раствором (даже с крупным заполнителем). Для набрызга со щетки пригоден только раствор с мелким заполнителем. Чтобы у вас получился плотный набрызг без пропуска, повторяйте его несколько раз, пока на поверхности не останется непокрытых раствором мест. Можно также использовать специальное приспособление для набрызга (внешне оно напоминает вентилятор).

Набрызг на сетку выполняют так. Натяните на деревянную рамку размером 100 х 100 или 100 х 50 см сетку с ячейками от 2,5 до 10 мм (конкретный размер зависит от крупности фактуры). С обратной стороны рамы по диагонали натяните проволоку. Она необходима для того, чтобы в процессе работы сетка не выпучивалась и не вибрировала. К проволоке прикрепите сетку, привяжите ее. Для того, чтобы рама отстояла от стены всегда на одинаковом расстоянии, прибейте к ней планки толщиной 10— 25 см.

Раму приставляют к поверхности грунта и лопаткой с сокола набрасывают сквозь сетку раствор. Проходя через сетку, раствор остается на поверхности в виде бугорков. Чтобы фактура получилась у вас одинаковой, постарайтесь наносить раствор с одинаковой силой.

При набрызге с березового веника держите его правой рукой, а в левую возьмите круглую палку диаметром 4— 5 см, длиной 50—60 см. Набирайте раствор на веник и ударяйте им о палку, стряхивая на поверхность стены. Крупность получаемой фактуры будет зависеть от толщины прутьев веника, густоты раствора и силы стряхивания. Во время работы раствор время от времени перемешивайте, чтобы он не расслаивался.


Чтобы получить более мелкую фактуру, выполняйте набрызг со щетки. Лучше воспользоваться жесткой волосяной или (оптимальный вариант) щетинной щеткой. Щетку держат левой рукой и, окунув в раствор на половину высоты волоса, подносят к поверхности щетиной вверх. Затем проводят по щетине палочкой или дощечкой (ее держат в правой руке), и раствор со щетки отлетает на оштукатуриваемую поверхность. На стене останется густая фактура, похожая на ворс шубы.

Чтобы получить фактуру, похожую на снежные хлопья, набрызг выполняют хлопьями сметанообразного пластичного раствора. Особенно эффектной получится стена, если хлопья белого раствора наносить на цветную штукатурку. В этом случае сначала наносят, разравнивают и затирают цветной раствор, а затем уже по нему выполняют набрызг. Нужно это сделать не дожидась, пока штукатурка высохнет.

Чтобы создать фактуру с помощью губки, на грунт наносят раствор сметанообразной консистенции, быстро разравнивают его и тут же наносят по нему торцовые удары губкой. После этого на поверхности штукатурки остается рельеф, вид которого зависит от формы пор губки. Чтобы раствор не прилипал к губке, ее нужно смачивать в мыльной воде и слегка отжимать.


Для получения рельефных рисунков на незатвердевшей оштукатуренной поверхности можно применять специальные штампы или любые выпуклые предметы: ракушки, плотные листья, ветки и тому подобное. Кусочки камня, кирпича, разноцветных осколков стекла, раковин можно просто вдавить в еще мягкую штукатурку. Она застынет и скрепит мозаику.

Штукатурка «сграффито»

Еще один способ декоративной отделки стен с использованием штукатурки называется «сграффито» (выцарапанный). Этот прием заключается в соскабливании тонких слоев специально нанесенной цветной штукатурки. Если таких цветных слоев несколько, полученный в результате рисунок будет объемным и многоцветным, напоминающим фреску.

Технология нанесения и фактуры терразитовой штукатурки

Теперь перейдём к рассмотрению техник декарирования стен при помощи терразитовой штукатурки. Этот вид штукатурки состоит из большого количества извести-пушонки, смешанной с белым цеметном, белым песком, мраморной крошкой, стеклом, слюдой и другими материалами. Особенность терразитовой штукатурке придают добавки слюды и антрацитовой мелочи (до 10% объема цемента).

Штукатурка-штриховка

Фактуру «под штриховку» (прямыми или сдвинутыми штрихами) с неровностями от 2 до 5 мм получают из мелкозернистых смесей по свеженанесенному раствору. Раствор (в интервале от 1 до 6 часов после нанесения) нужно обработать насечкой гвоздевыми гребенками или зубчатой циклей. Нанесенную цементную смесь можно обрабатывать троянкой или скарпелью. По затвердевшему раствору работы начинают не ранее чем через 6 дней после его нанесения.


Штукатурка «Скала»

Фактура «под скалу» напоминает колотый камень, а делают ее из затвердевшего раствора с крупным заполнителем наковкой зубилом или шпунтом. Шпунт забивают в раствор, выбивая тем самым куски и оставляя углубления, которые образуют равномерно зернистую поверхность. Если обработку ведут зубилом или скарпелью, срубая куски раствора, поверхность будет иметь вид рваного или колотого естественного камня.

Технология нанесения и фактуры каменной штукатурки

Поверхность каменной штукатурки до начала обработки делят на отдельные «камни». Для этого с помощью намеленного шнура пробивают линии рядов «камней» или рустов «швов», а также ремешки и другие прямолинейные детали. После этого приступают к отделке штукатурки под ту или другую фактуру.

Фактуру «под шубу» выполняют разными инструментами. Если выполнять насечку бучардами с крупными зубьями, в результате получится крупнозернистая фактура, с мелкими зубьями — мелкозернистая, а при наковке шпунтом выйдет особо крупнозернистая фактура. Имейте в виду: при крупных и длинных шипах зубьев бучарды фактура получается глубже и крупнее.

Под штриховку бороздками работу выполняют бучардой, только вместо зубьев у нее должны быть лезвия. Глубина бороздок будет определяться величиной зубьев. Первую наковку ведут по отбитой шнуром линии, а последующие — параллельно ей. Чтобы получить фактуру с разделением всей поверхности на полосы, нужно воспользоваться троянкой или зубчаткой.


Фактуру «под дюны» на каменной штукатурке выполняют зубилом. Предварительно поверхность стены нужно прочистить стальными щетками или оттереть брусками. А затем с хорошо уплотненной и затертой поверхностй штукатурки нужно срубить тонкий слой так, что образовались небольшие углубления.

Под рваный камень или грубосколотый песчаник фактуру делают шпунтами, зубилами, скарпелями. Сначала на поверхность наносят раствор слоем 4—6 см, уплотняют его и делят поверхность на «камни». Когда раствор схватится, прорубают или выполняют русты, а затем обрабатывают поверхность нужным образом для получения фактуры. В нанесенную затвердевшую штукатурку вбивают зубило или шпунт и в разных местах отламывают куски раствора, чтобы образовались крупные неровности. Если желают получить фактуру под тесаный песчаник, зубилом скалывают небольшие куски штукатурки.

Крупнозернистую и мелкозернистую фактуры получают в два приема. Сначала наносят цементный раствор — мелкими или крупными бросками, — затем приготовляют раствор для каменной штукатурки и наносят его слоем толщиной до 10 мм по схватившемуся слою грунта. Верхняя фактура может быть мелкозернистой или крупнозернистой в зависимости от наполнителя.

Нанесение венецианской штукатурки


Для достижения наилучшего результата покрываемая венецианской штукатуркой поверхность должна быть максимально гладкой, однотонной (белой) и неабсорбирующей. Нельзя наносить штукатурку на дерево и металл — со временем покрытие пойдет трещинами.

Инструменты для венецианской штукатурки

Для подготовки и покрытия стен венецианской штукатуркой понадобятся следующие инструменты:

  • две кисти — макловица и флейц,
  • рулетка,
  • длинная линейка,
  • уровень,
  • карандаш,
  • шприц-дозатор,
  • мерные стаканы,
  • емкости для размешивания материалов,
  • мешалка,
  • стремянка,
  • ведро с водой,
  • шлифовальная шкурка (№ 120 и 220),
  • шлифовальная терка,
  • две гладилки из нержавеющей стали шириной 250 и 200 мм,
  • широкий и узкий шпатели из кованой полированной нержавеющей стали.

Рабочие кромки инструментов желательно закруглить и отполировать мелкозернистой шлифовальной шкуркой, полностью удалив царапины, заусенцы и прочие дефекты.

Этапы нанесения венецианской штукатурки

Прежде чем наносить венецианскую штукатурку, убедитесь, что основание тщательно подготовлено. При недостаточно качественной подготовке основания на поверхности могут появиться трещины, которые не подлежат ремонту.

Глубина и прозрачность покрытия достигается специальной техникой нанесения.

Мастер наносит на стену несколько тончайших слоев покрытия, состоящих из хаотически расположенных пятен материала. Сочетание множества таких пятен и их слоев создает иллюзию глубины рисунка природного материала. Количество слоев варьируется от 2 до 10, но общая толщина едва ли превышает 1 мм. Каждый слой должен быть заглажен (запрессован) вручную шпателем, теркой, полутерком до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Даже у опытного специалиста на работу с 1 м² одного слоя уходит почти час времени.

Первый слой обычно выполняют из материала, который содержит мраморную крошку тонкого помола. Его наносят на поверхность стальной гладилкой или шпателем так же, как шпаклевку. Через 4—6 часов на этот слой можно наносить покрывающие, лессировочные слои, которые и создадут фактуру рисунка покрытия.

Если нужно получить матовое покрытие, то второй и последующие слои выполняют из того же материала, что и первый. Глянцевую поверхность получают с помощью тонкодисперсного материала, смешанного с выбранным красителем.

Приступая к работе, наложите шпателем небольшое количество материала на рабочую поверхность длинной гладилки. Теперь начните работу с любого верхнего угла. Действуйте так же, как при нанесении финишной шпаклевки, нанося смесь равномерным слоем. Участки у пола покрывайте движением снизу-вверх. Гладилку прижимайте к стене плотно, держа ее под углом 10—15° к поверхности. Следите за тем, чтобы не было пропусков.

Когда первый слой высохнет, приступают к нанесению следующего.

Сначала перемешайте покрывающий материал: добавьте в него краситель (если вы купили «полуфабрикат») и еще раз все тщательно перемешайте.

Далее вдоль кромки короткой гладилки наложите узким шпателем небольшое количество материала и размажьте его произвольными мазками с помощью дугообразных коротких движений. Каждое движение должно быть примерно равно длине гладилки. Если на стене в конце движения образуется наплыв, разгоните его прямолинейным движением под углом к линии наплыва. Чередуйте движения намазывания и разгона и произвольно меняйте их длину и направление. У пола покрытие наносите дугообразными движениями, начиная снизу. Закончите, когда покрытым вторым слоем окажется участок площадью около 0,7 х 0,7 м.

Теперь разровняйте покрытие на этом участке длинными движениями гладилки в произвольных направлениях. Через каждые 2—3 движения очищайте гладилку и вытирайте ее влажной тряпкой. Силу нажима и наклон плоскости гладилки увеличьте до 20—25°. В результате должен получиться равномерный тонкий слой.

Через 10 минут начинайте заглаживать покрытие кромкой широкого (200 мм) шпателя. Движения шпателем сверху-вниз должны быть слегка перекрещивающимися. По мере появления глянца (это происходит от нагрева и полимеризации материала) нажим на шпатель ослабляйте. Если этого не сделать, можно повредить образующуюся корочку.

Чтобы окончательно заглянцевать поверхность, нужно разгладить ее чистой гладилкой. При этом на нее сильно нажимают двумя руками и держат под углом 5— 12° к плоскости стены. При глянцевании участка у пола движения гладилки направляйте снизу-вверх и слегка перекрещивайте их.

Закончив, приступайте к нанесению второго слоя на следующий участок, повторяя последовательно все этапы операции.

Нажим на гладилку в начале и конце движения ослабляют (как при соскабливании). Это позволяет изменять толщину слоя материала. При разглаживании и глянцевании движения гладилки должны пересекать границы смежных участков. Чтобы получить нужную фактуру, меняют размеры гладилки, длину мазков, промежутки между ними, а также силу нажима на инструмент.

Работая в углах, проемах, выступах и других сложных местах, движения намазывания направляйте от линии границы внутрь участка. Если нужно, используйте вместо гладилки шпатель.

Пока второй слой не высох, приступайте к нанесению следующего слоя произвольно расположенными пятнами. При этом повторяют весь цикл отделки по участкам. Нанесите столько слоев (молено разных цветов), сколько потребуется для достижения желаемого результата.

Если вы случайно повредите поверхность, нанесите узким шпателем на это место и вокруг него материал первого слоя. Когда он высохнет, повторите всю операцию по нанесению следующего слоя.

Пользоваться помещением после окончания всех работ можно уже через сутки, но лучше не торопиться. Полностью стены просохнут через неделю.

После высыхания всех слоев можно покрыть стены натуральным пчелиным воском. Он усилит блеск покрытия и даст ощущение оптической иллюзии. Вощение придает покрытию и дополнительную влагостойкость. На некоторые выпускающиеся сегодня штукатурки воск наносить не нужно: все необходимые компоненты в материале уже содержатся.


5domov.ru

Состав и компоненты

Декоративная штукатурка для внутренних работ состоит из наполнителя, дающего общий тон, прочность и стойкость, пигмента (колера), структурных (моделирующих) элементов, поверхностных или объемных, и связующего, скрепляющего все это в монолит. Готовое покрытие для повышения поверхностной стойкости лессируют – вводят в тонкий поверхностный слой упрочняющий состав.

Наполнители

4688684Самым распространенным наполнителем был и остается чистый мелкий белый речной песок или тонко молотый кварцевый песок. Для настоящей венецианской штукатурки (см. далее) его частично или полностью заменяют мраморной мукой. Все большее распространение получают синтетические самоформирующиеся наполнители (высыхая, штукатурка сама сморщивается в уникальный рельеф), но смеси с ними производятся только промышленным способом и продаются готовыми.

Пигменты

54654644Смеси придают окраску (колеруют) пигментами, минеральными и органическими синтетическими. Натуральные органические пигменты (кошениль, индиго) в штукатурке быстро выгорают. Пигмент может быть в виде порошка, тогда его вводят в наполнитель до замешивания; пастообразные и жидкие пигменты вводят в готовую к нанесению смесь.

Для создания любого цвета в принципе достаточно красного, зеленого и синего – основных базисных цветов, но штукатурка сама по себе не светится, ее цвет создается за счет вычитания дополнительных цветов из отраженного белого. В колориметрии такой способ расцвечивания называется субстрактивным.

Поэтому, чтобы получить чистые и/или глубокие тона, нужны дополнительные цвета: желтый, голубой (бирюзовый), пурпурный (лиловый, фиолетовый), и ключевой цвет (key color); при белой подложке ключом будет черный. Синтетических пигментов любого цвета в продаже более чем достаточно, а из минеральных для натуральной штукатурки можно рекомендовать следующие:

  • Красный – красная охра, прокаленный гематит, красный кадмий. Киноварь – ни в коем случае, это соединение ртути! Кадмий тоже токсичен, но не летуч, химически стоек и из штукатурного слоя не мигрирует.
  • Желтый – желтые охры, аурипигмент, желтый сурик.
  • Зеленый – малахит (молотый), псевдомалахит, керченит, зеленый хром, бриллиантовый зеленый в порошке.
  • Голубой – синий (след. пункт) в смеси с цинковыми или титановыми белилами; азурит и диоптаз дороги.
  • Синий – лазурит (ляпис-лазурь), синий кобальт, вивианит (минеральный индиго).
  • Фиолетовый – прокаленный лазурит, окислы марганца. Аптечная марганцовка не годится, и вовсе не из-за регламентированного оборота: химически агрессивна (сильный окислитель), активно мигрирует.
  • Коричневый – темные охры, железный сурик.
  • Черный – сажа газовая, древесный уголь.

Примечания:

  1. Фиолетовый, лиловый и пурпурный; голубой с бирюзовым – зрительно разные цвета. Но относятся они к одной зоне спектра – смешивая их с желтым, можно получить один и тот же красный или зеленый, только соотношение компонент будет иным.
  2. Газовую сажу не выскребают из дымохода. Она продается именно как пигмент в строительных и художественных магазинах.

В общем, для декоративной штукатурки стен пойдут любые минеральные пигменты для станковой живописи, дело только в цене. Есть же разница – написать икону, которую потом купят за несколько тысяч долларов, или отделать два десятка квадратов, уложившись в семейный бюджет. Для блеска в качестве пигмента используют металлические порошки.

Органические пигменты дешевле многих минеральных, могут быть иридирующими (жемчужными, металлик) и флуоресцентными (самосветящимися после облучения Солнцем). Но учтите – органики, которая не выгорала бы десятилетия, не говоря уже о столетиях, нет и в принципе быть не может. Наивысшая достигнутая на сегодня ее стойкость к ультрафиолету – 80 лет, при цене покрытия $4 за квадратный дюйм.

Моделирующие элементы

4654Для формирования текстурной поверхности в смесь вводят, или напыляют на готовое покрытие, разного рода хлопья, волокна, гранулы, вплоть до золотых шариков. Подробнее об этом будет сказано в описании видов штукатурок, но важно знать: минеральные штукатурные смеси структурируются очень плохо. Нужно или точно соблюдать проверенные рецепты, или иметь огромный опыт работы, чтобы экспериментировать самому.

Связующее

Для штукатурки используют минеральные и органические полимерные связующие. Первые не очень липки, но проверены веками и дешевы; вторые – намертво прилипают к чему угодно, кроме чистого стекла, полированного металла, полиэтилена и фторопласта, хорошо тянутся при высыхании, но дороги и в эксплуатации менее 100 лет.

Минеральное

Цемент и простой гипс для декоративной штукатурки не используются: первый дает слишком грубую поверхность и грязноватый тон окраски, а второй непрочен. В продаже есть смеси на основе модифицированного полимерными присадками гипса, но их надежность веками еще не проверена.

56654664Натуральную декоративную штукатурку чаще всего делают на известковом тесте. Она дешева, прочна, долговечна, позволяет использовать самые разные декоративные техники, но ее адгезионная способность невелика, поэтому требуется хорошая, и довольно трудоемкая, подготовка поверхности. Рельеф можно получить только лепкой по мокрому или по трафарету – не пластична, не тянется.

Иногда, для не особо ответственных по дизайну, но требующих повышенной стойкости покрытий (например, в прихожей), берут штукатурку на связующем из жидкого стекла – силикатную. Она прочна, хорошо липнет, но грубовата, и вводить в нее можно далеко не всякий пигмент.

Для особо ответственных случаев связующее берут магнезиальное: каустический магнезит (окись магния) MgO, затворенный водным раствором хлорида магния MgCl2. Компоненты едкие, по отдельности опасные, смесь нужно готовить непосредственно перед применением, строго соблюдая правила химической технологии, но штукатурка выходит исключительно прочной и влагостойкой.

Органическое

Основные органические связующие – акриловая смола и силикон, который уже кремнийорганика. И то, и другое отлично липнет и тянется. Акрил гораздо дешевле; цена готового покрытия сопоставима с таковой на «минералке»; толщина слоя – до 12 мм. Силикон очень дорог, но позволяет делать выпуклые барельефы, горельефы и даже круглую скульптуру.

Смеси

Стандартный состав штукатурных смесей для внутренней отделки таков:

  1. наполнитель – 3 весовых части;
  2. связующее – 1 весовая часть;
  3. пигмент – 2-12% от веса смеси по результатам выкраса, см. ниже;
  4. моделирующие добавки – по секретной фирменной технологии или результатам собственного уникального опыта.

Примечание: в штукатурку на акриловом связующем можно вводить до 80-90% наполнителя с пигментом в совокупности, как для жидкого камня. Стену для такой штукатурки следует подготовить, как под венецианскую на акриловой подложке, см. далее, и все-таки ограничиться 4 частями наполнителя с пигментом на 1 часть связующего – штукатурка не столешница, она не лежит, а висит на стене.

Выкрас

Отделка стен декоративной штукатуркой немыслима без пробных выкрасов. Они нужны не только для подбора тона и проверки текстуры, но и для пробы на прочность прилегания: после полного высыхания пробы выкрас переворачивают вверх дном или ставят на попа и постукивают по его тыльной стороне обухом рукояки валика или шпателя. Если не отваливается – будет и на стене держаться.

Выкрас делают на фанерном щите 0,5х0,5 м толщиной 8-20 мм. Фанера нужна без пропитки, самая простая, на казеиновом клее, из хвойных пород или березовая. Заменять фанеру гипсокартоном или другими плитными материалами нельзя: именно простая фанера на казеине держит штукатурку так же, как подготовленная стена.

Примечание: фанера для выкраса нужна не расслоившаяся и новая, не пыльная и не захватанная. Пыль и жиропот резко снижают адгезионную восприимчивость подложки.

Лессирование

Лессирование – заключительная операция декоративной штукатурки. Ее назначение – придать рельефу и/или росписи поверхностную стойкость. Традиционный способ лессирования старых минеральных штукатурок – пчелиным воском: куском воска расчерчивают поверхность накрест, затем растирают роговой губкой, тонким войлоком или лощилом из сыромятной кожи.

Восковое лессирование – трудоемкая и ответственная операция. Воск наносят и растирают многократно, и в то же время нужно не стереть рельеф и не протереть рисунок. Достаточно сказать, что качество лессирования в старину проверяли, прикладывая ладонь к противоположной стороне стены: она должна была протеплеть насквозь от нагрева трением.

В наше время лессируют либо прозрачным акриловым лаком – он легко проникает в поверхностный слой любой штукатурки – либо специальными лессирующими составами однократного применения; их просто наносят валиком или кистью. Но есть нюанс: если используется готовая смесь, то лессировать нужно составом того же производителя, и предназначенным именно для этой смеси. Проверить на совместимость всю, какая есть на рынке, штукатурную продукцию, физически невозможно.

Надо сказать, что некоторые производители бессовестно используют это обстоятельство в корыстных целях: смесь вроде бы недорогая, а лессировка для нее… нет слов, один исконный русский ненорматив. Поэтому, выбирая готовую смесь, обязательно прочитайте в ФИРМЕННОЙ инструкции, чем ее рекомендуется лессировать, и поинтересуйтесь, сколько это стоит. На крайний случай – акриловый лак пока еще не испортил никакую штукатурку.

Видео: пример лессировки в ролике производителя лаков

Инструмент

Для работы по декоративной штукатурке помимо обычного штукатурного инструмента понадобится и специальный: фактурные валики, штампы, растирочная губка, см. рис. Не помешает также и набор зубчатых шпателей, особенно если предполагается дизайн модернового клона.

Валики и штампы должны, во-первых, быть мягко-упругими, иначе получится не уникальный рельеф, а прокатка валком. Во-вторых, они не должны облипать смесью. Для постоянного использования лучше обзавестись валиками с тефлоновым или полиэстерным покрытием – они долговечны. Для разовой самодеятельной работы лучше приобрести дешевые полиэтиленовые.

О губках для растирки нужно сказать особо. Элитная отделка до сих пор растирается натуральными морскими роговыми губками; в продажу они идут как «коралловые», хотя губка – совсем не коралл, и стоят дорого. Добывается два вида роговых губок: туалетная и конская. Первая нежнее, идет на чистовую затирку, а вторая, погрубее – на черновую.

Однако практика показывает, что роговые губки с успехом заменяет обычная двухслойная кухонная губка для посуды. Ее жесткой волокнистой стороной ведут черновую растирку, а мягкой поролоновой – чистовую. Кухонная губка на штукатурке очень быстро изнашивается, но и стоит гроши.

Подготовка стен

Подготовка стен под декоративную штукатурку производится в следующем порядке:

  • Заделывают трещины.
  • Шпаклюют прочной цементной шпаклевкой.
  • Штукатурят соколом на весу БЕЗ МАЯКОВ, даже наводных; идеальной ровности, как под покраску или обои, добиваться не нужно – декор скроет мелкие недостатки.
  • Тщательно обеспыливают сухой макловицей, затем просасывают пылесосом с пылесборником.
  • Под все штукатурки, кроме венецианской – грунтуют грунтовкой глубокого проникновения по камню или штукатурке.
  • Под венецианскую штукатурку – делают подложку с песком, см. ниже.

Маяки в базовой штукатурке использовать нельзя по следующей причине: базовый слой может быть не очень ровным, но должен быть идеально однородным. Заделанные канавки от удаленных маяков, высохшие наведенные маяки эту однородность нарушают, что через пару-тройку лет приведет к отслоению декора.

Базовую штукатурку лучше брать теплую на вспученном вермикулите. Пенопластовая и т.п. не прочна, а в декоративной штукатурке, как нигде еще, нужно соблюдать непреложный отделочный принцип: сильное и тяжелое не должно ложиться на легкое и слабое.

54654684

Зачем нужна именно теплая штукатурка? Декор по сути своей неоднороден, из-за чего чувствителен к температурному градиенту (перепаду температур) по толщине слоя. Несущие стены сейчас строят более из силикатного кирпича и бетона, обладающих довольно высокой теплопроводностью, из-за чего при резких переменах погоды градиент может выйти за пределы допустимого. Если же коробка из керамического кирпича, то топят сейчас не печами, а радиаторами, и стены метровой толщины не делают, что может дать тот же результат.

Подкладка под венецианку

Нанесение натуральной венецианской штукатурки требует значительных физических усилий, а замена песка мраморной пылью снижает адгезию смеси. Кроме того, чтобы венецианка показала себя во всей красе, подложка под нее должна отражать свет с блеском.

Старинный способ грунтовки под венецианку – покраска свинцовыми или цинковыми белилами (туцией) на льняном масле с примесью мелкого кварцевого песка и молотого состарившегося и потерявшего ценность жемчуга. Сейчас базовую поверхность под венецианку красят жемчужной акриловой краской, тоже с добавкой песка, для улучшения адгезии вследствие шероховатости.

Сколько нужно песка? Примерно 5-15% по весу. Точно определяют пробой на ноготь по высохшему выкрасу: ноготь должен идти легко и плавно, и на нем должно остаться равномерно-шероховатое белое пятнышко. Если видны отдельные царапинки – песка мало или он слишком крупный. Если тормозит, как по наждачке – песка много.

Можно ли грунтовать по-старинке? Не рекомендуется. Во-первых, заменять жемчуг более дешевым, но все же дорогим жемчужным патом нет смысла: пат делают из чешуи мелких сельдевых рыб – кильки, тюльки, салаки, кибинаго – и по своим физико-химическим свойствам он совсем не жемчуг. Во-вторых, городская квартира – не родовое гнездо. Когда-то опять будет ремонт, и впитавшееся в стену масло проявит себя пятнами на обоях или краске, а избавиться от них очень трудно.

Приемы работы

Способы нанесения декоративной штукатурки несколько отличаются от них же для обычной, и включают дополнительные операции: подкрашивание, лепку, растирку, лессирование. О лессировании уже сказано; как делать венецианку, будет сказано особо далее. Здесь речь пойдет об общих приемах ручной работы. Механизированные способы: набрызг для получения сосулек на потолке и т.п. – предмет отдельного разговора.

Есть еще одно существенное отличие: декоративку можно, и нужно, делать многослойной, для художественного эффекта. Она ничего более на себе держать не должна, а лессирование ее укрепит. Слоев может быть до 15 и более, сколько позволяет материал: толщина готового покрытия по впадинам рельефа не должна превышать 6 мм. Слои могут быть как сплошными, так и кусочными, но обязательно – мокрым по мокрому. Пусть предыдущий уже начал схватываться, но он должен быть влажным на вид и на ощупь.

Нанесение

Готовую «декоративку» нужно наносить, разумеется, не соколом и правилом по маякам, а широким шпателем на весу. Смеси довольно вязкие, шпатель удобнее тянуть двумя руками, а мелкие неровности не имеют значения, т.к. дальнейшей отделки не предполагается.

5468486

Шпатель, ровный или зубчатый, тянут снизу вверх вертикальными или наклонными полосами. В отличие от обычной, декоративку допустимо, ради пущего эстетического эффекта, наносить лучами вразбежку или со сгоном к центру. Шпатель тянут с небольшими волночками, покачивая поперек; так смесь лучше прилипнет к стене.

Подкрашивание

Нанесенный слой можно подкрасить (заколеровать) поверх, нанеся на него мохнатым валиком или флейцевой кистью тонкий слой той же смеси, но с дополнительным колером и разжиженной добавлением воды. Колеровать можно как мокрым по мокрому, под лепку, так и уже схватившийся, но еще сырой слой – под растирку.

Лепка

Лепка (которую можно делать валиками, штампами или просто пальцем в латекстной перчатке) не только создает рельеф. Лепка мокрого подкрашенного слоя разгоняет пигмент к вершинам рельефа, что уже дает некоторый переход цветов.

Растирка

Растирку слоя делают для следующего:

  1. Губкой черновую – под следующий слой.
  2. Ею же черновую и чистовую – чтобы растушевать нанесенный пятнами колер.
  3. Соколом или шпателем по едва схватившемуся рельефу – чтобы сгладить его вершины в один уровень и выделить его цветом; так растирают штукатурки типа короед.

5466

Штукатурка по трафарету

Смысловые изображения штукатуркой можно делать по трафарету толщиной 1,5-4 мм. Трафаретный слой может быть как финальным, так и промежуточным. Если предыдущий слой ровный, трафарет проще сделать из картона; если рельефный – из пеноплена или мягкой резины. Смесь втирают в трафарет узким шпателем или вбивают торцевой кистью. Чтобы выделить по цвету, немного подсохший рисунок затирают, или наоборот, втирают в него губкой колер.

Видео: нанесение декоративной штукатурки по трафарету

О сушке

Декоративную штукатурку сушат в проветриваемом помещении только естественным способом. Воздействие прямых солнечных лучей недопустимо: кроме завешивания открытых окон марлей или тюлем, нужно над окном устроить временный козырек или внутри – оттеняющие экраны. Ускорять сушку любым способом недопустимо, кроме отдельных участков под кракелюр, см. далее.

Открыть свое творение для обозрения можно через сутки в ясную погоду или двое в пасмурную, а пользоваться комнатой – через неделю. Для схватывания очередного слоя требуется от 2 до 12 часов в зависимости от вида штукатурки и температуры. Спустя 15 часов после нанесения слой считается непригодным для работы мокрым по мокрому. Это уже или финиш, или вся работа испорчена.

Виды штукатурок

Виды декоративной штукатурки при всем их разнообразии не так уж сложно классифицировать, если исходить из конечного результата:

  • Венецианская – можно считать, прародительница всех прочих.
  • Лепная (рассмотрена ранее).
  • Восковые штукатурки.
  • Штукатурки отточенто (волокнистые).
  • Фактурная.
  • Структурная.
  • Флок-штукатурка.
  • Моделирующие штукатурки.

Венецианка

Венецианская штукатурка изобретена была еще в Древнем Риме. В античные времена массовым строительным материалом был мрамор, от обработки которого оставалось много отходов. Практичные римлянке мололи его в пыль и заменяли ею белый песок, которого в природе не так уж много. Затем заметили, что тонкий слой просвечивает, и стали наносить послойно, тщательно растирая каждый слой (рабский труд стоил дешево), что позволило получать покрытия, просвечивающие почти как настоящий мрамор, но пригодные для слабых и изогнутых стен. Нанося кусочные слои с наполнителем из цветного молотого камня, имитировали травертин и др. облицовочные материалы.

Довел до совершенства технологию венецианки в XVI в. один из титанов Возрождения, величайший архитектор Запада Андреа Палладио. Он же первый стал создавать техникой венецианки художественные изображения. Сейчас венецианка возрождается, чему немало способствуют дешевые цены на мраморную муку (горнодобывающие компании предлагают наперебой) и появление недорогих и малотрудоемких акриловых красок и лаков для подложки и лессирования. Венецианка многократно и со знанием дела описана, поэтому раскроем лишь отдельные секреты.

Кракелюр

Венецианку часто искусственно состаривают, делая трещиноватость – кракелюр. Технология проста: слой покрывают специальным кракелюрным лаком (дорогим). Застывая, он ссыхается и тянет за собой штукатурку.

Есть способ удешевить кракелюр и сделать его более естественным на вид, не снижая прочности покрытия. Но предварительно нужно потренироваться на выкрасах:

  • Кракелируемый участок подсушивают, постоянно зрительно контролируя, инфракрасным излучателем с рефлектором; хорошо подойдет древний электрокамин-чаша.
  • Чуть наметились трещины или ранее, смотря по опыту, подогрев прекращают, трещины сами расползутся.
  • В трещины зубоврачебным шпателем втирают штукатурный состав, заколерованный до черного или темно-серого газовой сажей; можно добавить темный сурик.
  • Остатки наполнителя стирают губкой.
  • Наносят тонкий полупрозрачный сплошной слой без колера.

Видео: способ нанесения венецианской штукатурки кракелюр

Каррара

Не увлекайтесь цветными пятнами. Если не поленитесь нанести 10-12 слоев, и навык кое-какой уже есть, наполнителем возьмете чисто белую мраморную муку на известке, и отлессируете воском, даже тонкий знаток сразу не отличит такую венецианку от изысканнейшего каррарскоко мрамора, месторождения которого ныне почти исчерпаны.

Прожилки

Темноватые прожилки на природном мраморе – включения битуминозного мрамора. Их имитацию легко получить искусственно: очередную порцию смеси колеруют газовой сажей на 5-15%, делают мазки изогнутым медицинским шпателем и растирают губкой. Обязателен следующий сплошной слой без колера.

Видео: урок по венецианской штукатурке

Восковые

У венецианки есть серьезный недостаток и в то же время достоинство: она дышит, т.е. гигроскопична. Но ведь и в ванной хочется порой сделать декоративную штукатурку под какой-нибудь природный камень. Тут изобретателями оказались французы: кто-то придумал вводить в наполнитель 1/4-1/5 целлюлозных (растительных) волокон, мелко намолотых и проваренных в воске. Так появилась штукатурка «марсельский воск», на рис. слева, совершенно водонепроницаемая.

Заменив целлюлозу лигнином из древесных отходов, получили затем андалузский воск (в центре), более грубый на вид, но и более дешевый. Сейчас все «восковые» штукатурки для помещений с повышенной влажностью делают готовыми к употреблению на акриле; их собирательное название – штукатурки типа мизури, справа на рис.

Видео: пример римской штукатурки под камень

Волокнистые

Следующий шаг в увеличении прочности и эстетических достоинств штукатурных покрытий сделали опять итальянцы. Они вместо растительных волокон применили животные в виде шелковых нитей, получив бархатистую штукатурку отточенто, слева на рис. В современности классическую дорогую отточенто опять же заменили синтетикой на акриле, ничуть ей не уступающей.

Торговые марки аналогов отточенто – вельветон (в центре) и вельветекс (справа). В чем между ними разница, толком не могут объяснить и сами производители. В расхожем суждении считается, что в вельветоне волокнистая присадка собрана в более-менее отчетливые конгломераты, а в вельветексе более-менее равномерно распределена. И то, и другое продается готовым к употреблению.

Фактурная

Фактурная штукатурка – изобретение эры высоких технологий. В сущности, это уже не штукатурка, а жидкие обои: фактурные элементы вводятся в готовую смесь при изготовлении. Наносится фактурная штукатурка без особенностей; готовая поверхность – ровная. Чаще всего не требуется и растирка. Есть фактурные штукатурки, имитирующие венецианку, но они не дышат.

Фактура может быть как хаотичной (см. рис. слева), так и регулярной, и даже с претензией на выразительность: листики, цветочки, бабочки и пр. Фактурные штукатурки находятся в состоянии бурной эволюции в направлении – плеснул на стену из ведра, высохло, получилась Джоконда или Венера Боттичелли.

Фактурные штукатурки применяются, как правило, на кухне и в других маленьких помещениях со сложным температурно-влажностным режимом, но где требуется пестрый веселенький дизайн: они слишком дороги для отделки больших площадей, но абсолютно гигиеничны и гигроскопичны. Для спальни и детской не годятся – бликуют и не дышат.

Структурные

Со структурными штукатурками имеет место некоторая путаница в определениях: одни относят к ним любые рельефные штукатурки, в т.ч. лепные и трафаретные (см. рис. в параграфе и в начале текста); другие структурными считают только готовые к употреблению самоформирующиеся, т.е. такие, которые приобретают случайный уникальный рельеф при высыхании. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. технология нанесения тех и других сильно различаются: одни нужно доводить руками при наличии довольно развитого художественного вкуса, а другие просто намазывают шпателем, и конечный результат никак не зависит от воли и желания мастера.

54654886

Самоформирующиеся готовые штукатурки изготовляют в промышленных условиях, но выбор необычайно богат, и ассортимент все время расширяется. Делаются они на акриле с синтетикой, пригодны для внутренней отделки любых помещений.

Ходовые текстуры – короед (вторая и третья слева), террако, справа крайняя – дешевле благодаря минеральному наполнителю; получаются прокаткой валиком и затиркой по верху шпателем. Структурные штукатурки легко дополняются трафаретными, т.к. рельеф невысок.

Видео: структурное нанесение штукатурки

Флок

Флок по-немецки снежинка. Флоки (не ледяные, конечно) напыляют специальным распылителем на покрытую клеем оштукатуренную поверхность, см. слева на рис. По высыхании клея плохо прилипшие флоки смахивают кистью или щеткой и, также из пульверизатора, наносят акриловый лак. Флоки, клей и подстилающая штукатурная смесь продаются готовыми к употреблению в наборах или по отдельности. В таком случае, на упаковке флоков указывается, с какой подстилающей штукатуркой и на каком клее они совместимы.

Некоторые умельцы делают флоки сами, набрасывают горстями и обдувают, едва начнет схватываться клей, сильной узкой струей воздуха из пылесоса, чтобы аккуратно придавить. Самодельная флок-штукатурка хорошо получается только по акриловой основной; к силиконовой или минеральной флоки приклеиваются слабо.

Моделирующие

Моделирующие штукатурки, в сущности, разновидность флоковых: инородные гранулы вводятся в готовую к употреблению смесь при ее изготовлении. Варьируя состав смеси, размеры, материал и форму гранул, получают покрытия «барашек», под шубу, «апельсиновая корка», «дождик» и др., см. пред. рис. Техника нанесения – обычная или напылением.

Видео: разные способы нанесения одной и той же декоративной штукатурки

А дальше?

Штукатурная технология переживает период расцвета; можно даже утверждать – свой золотой век. Ассортимент и эстетика готовой продукции непрерывно расширяются, а техника нанесения упрощается. Общая тенденция: пошел-купил-плеснул-подождал-3D готово.

Королева декоративных штукатурок – венецианская штукатурка – переживает второе рождение. Освоив ее технику, можно сэкономить львиную долю затрат на элитную отделку или начать собственное прибыльное дело.

vopros-remont.ru